Back to main

 

 
 

 

 

 

 

Но сразу же заметим, что на гравюре Корнелиса Корта изображены развалины вовсе не ротонды, а полигонального здания. В связи с этим вспоминаются остатки храма Ромула (IV в. н. э.), стоящего на Римском форуме, портал которого выходит на Виа Сакра. Это сооружение вполне могло быть архитектурным прообразом для изображенного Корнелисом Кортом. Однако еще более вероятно, что гравер имел в виду руины Нимфея в садах Лициниана, называемого также храмом Минервы Медика, т. е. Целительницы (IV в. н. э.) в Риме, близ Стационе Термини. Членение стен, распределение оконных и дверных проемов строения, запечатленного на гравюре, чрезвычайно похожи на таковые в полуразрушенном величественном перекрытом круглым куполом дектагоне – храме Минервы Медика. Для жившего тогда в Риме голландского художника, видимо, он и явился префигурацией рухнувшего Храма, в котором пастухи нашли Младенца, лежащего в яслях. Роскошный Нимфей в садах Лициниана некогда был свидетелем славы звонкой цезарей. А ныне он, разрушенный, удостоверяет лишь в преходящести земных благ. Древние руины часто связывали с христианским представлением о Vanitas. Это зримое выражение непостоянства внешнего величия при душевной пустоте. Античные развалины символизировали тщетность и суетность тщеславия властителей мира сего до Рождества.

 

The massiveness of the doorways and even the building’s decorative details, not to mention the whole grand construction of the space, are characteristic for architecture of Old Roma. Since the time of Republic, Rome was famed for its centre domical edifices of cult and public purposes, i. e. temples, mausoleums, sepulchers, theatres, circuses, and baptisteries in Christian epoch. But we should note at once that the engraving by Cornelis Cort has the depicted ruins not of a rotunda but a polygonal construction. In connection with it, one can recollect the rest of the Temple of Romulus (the IV A. D.) on the Forum Romanum whose portal goes onto Via Sacra. This edifice could serve as a prototype of the one depicted by Cornelis Cort. More evidently is the idea that the engraver meant the ruins of Nymphaeum in the Lizinian Gardens (Horti Liziniani) which, as well, was called the Temple of Minerva Medica, i. e. the Healer (theIV A. D.), in Rome, near the Stazione Termini. The articulation of the walls, the placing of the window openings and doorways of the construction shown on the sheet are utterly resemble those in a grand tumbledown decagon roofed with a round cupola, it means the Temple of Minerva Medica.

 

 


 

 

 

Автор статьи Алиса Чалая, PHD.

Сайт управляется системой uCoz